ММД у детей - что это такое? Минимальные мозговые дисфункции. Минимальная мозговая дисфункция — полная корзина неврологических диагнозов

Любой ребенок чрезвычайно активен. Дети младшего возраста склонны к бесконечной беготне, они совершают массу резких движений, которые пугают их мамочек. Ребятишки мучают старших огромным количеством вопросов, постоянно пристают. Однако у каждого малыша найдется терпение поиграть с конструктором, полистать книгу, посидеть с раскраской.

Если ваш ребенок вообще не сидит на месте и не занимается спокойными делами, это может быть свидетельством наличия у него минимальной мозговой дисфункции.

Признаки и причины ММД

Основные признаки ММД сводятся к поведенческим нарушениям. Это может быть дефицит внимания, гиперактивность, склонность к быстрой утомляемости.

Эти признаки служат сигналом для родителей, заметив их, мамы и папы должны показать своего ребеночка специалисту. Причин ММД может быть несколько. Наиболее распространено отклонение в формировании нервной системы во время пребывания в утробе матери.

Среди прочих причин могут быть социальные проблемы. Это конфликтная напряженная ситуация в семье, нежеланная беременность, низкий уровень культуры родителей. Наследственность также оказывает влияние на формирование нервной системы.

Лечение ММД

При наличии определенных признаков, которые можно связать с ММД, следует обратиться за консультацией к педиатру, а потом – к неврологу. Чем раньше будет проведена коррекция состояния, тем меньше негативных последствий останется с ребенком на всю жизнь. ММД можно вылечить без особых проблем.

Главное – правильное отношение родителей к проблеме, наличие психолого-педагогической поддержки, прием специальных медикаментов. Не обойтись и без активного движения.

Активное движение направлено на выработку координации движения, ловкости, соответствующей возрасту. Ребенку надо давать нагрузки спортивного плана, соревнования проводить не следует, потому что они способствуют разбалансировке эмоционального состояния.

Психолого-педагогическую поддержку должны оказывать не только специалисты. На первом месте стоит забота родителей. Ограничивается просмотр ребенком телепередач, исключаются компьютерные игры, ребенка не водят в шумные места, избегают больших компаний. Малыш должен четко придерживаться режима дня, заниматься с развивающими игрушками.

Родители должны стараться совершенствовать память и внимание своего ребенка. Также родителям следует следить за своей речью, не допускать упреков, криков, ругани. Общение с малышом строится на доброжелательном отношении, речь должна быть мягкой, спокойной, сдержанной.

Если 2 метода, приведенных выше, не дают никаких результатов, надо обратиться к медикаментозной поддержке. Здесь самолечение недопустимо. Врачи обычно назначают антидепрессанты, психостимуляторы.

Симптомы ММД

Симптомы данного заболевания проявляются в дошкольном возрасте. Если признаки, описанные выше, выявляются в течение 6 месяцев и больше, надо обязательно обратиться к врачу. При этом симптомы ММД появляются не только в домашней обстановке, но и во время пребывания в детском коллективе. Главные признаки ММД:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • низкий уровень внимания.

Такие дети много бегают и прыгают, много вертятся не могут спокойно посидеть на одном месте, они могут совершать движения, не несущие никакого смысла. Есть и другие поведенческие характеристики:

  • ребенок не может играть в тихие игры;
  • он не может сделать то, что ему сказали, доведя дело до конца;
  • постоянно отвлекается на любые раздражители;
  • часто теряет вещи;
  • совершает множество ошибок при выполнении любого задания;
  • не может внимательно слушать, не воспринимает информацию на слух, при этом задает вопросы, перебивает;
  • дает ответ на вопрос, не дослушав его, не вникнув в суть;
  • проявляет беспричинную агрессию;
  • не может играть со сверстниками без конфликтов, потому что нарушает правила игры.

ММД может нарушить весь период становления ребенка, поэтому надо адекватно относиться к проблеме и принимать все меры для устранения заболевания. В борьбе с нарушениями родителям помогут невролог и логопед, педиатр и психолог.

При своевременном лечении проблему можно устранить довольно быстро, малыш будет гармонично развиваться, достигнет хороших результатов.

1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?

Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.

Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД . Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.

2. Как проявляется ММД в различном возрасте.

Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:

    патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);

    токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);

    угроза выкидыша;

    это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;

    это нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;

    инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;

    несовместимость крови плода и матери по резус фактору;

    психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;

    ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.

Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска!!!

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

    невролог;

  1. нейропсихолог;

    логопед-дефектолог;

    учитель-логопед

    Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.

Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.

Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

    Задержка и нарушение речевого развития.

    Проблемы обучения в школе.

    Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

    Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.

    Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.

    Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).

    Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).

    Несформированность ориентации во времени и пространстве.

    Повышенная двигательная активность.

    Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

    снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;

    повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.

    развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;

    обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);

    формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;

    формирование умения контролировать импульсивность своих действий;

    узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.

    формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.

Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.

Синдром ММД или, как еще его называют в МКБ-10, «гиперкинетические расстройства поведения» с кодом F-90, проявляется уже в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция предполагает наличие расстройств неврологического характера, которые обнаруживаются в поведении и в психологических реакциях ребенка. Например, это могут быть нарушения речевой деятельности, плохая координация движений, гиперактивность, трудности в обучении.

В психологическом плане расстройства выражаются в эмоциональной лабильности (неустойчивости), повышенной отвлекаемости, рассеянности. Родителям нужно отнестись очень серьезно к проявлениям ММД, так как по последним медицинским данным такой диагноз имеют до 25% детей.

Выраженная гиперактивность ребенка может быть одним из признаков наличия ММД

Что является причинами возникновения ММД?

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы - например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

Дефицит внимания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

Стоит учитывать, что внешне минимальная мозговая дисфункция может проявляться по-разному - это зависит от тяжести расстройств и особенностей психики ребенка. Важно не спутать нарушение с нормальными проявлениями детской активности или обычными нарушениями речи.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.


Ребенок с дефицитом внимания часто переключается между разными занятиями, не готов слушать и выполнять указания и просьбы, испытывает сложности с запоминанием

Сущность проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
  • для них характерна частая потеря вещей;
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Гиперактивность, как симптом дисфункции

При минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало;
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
  • допускает деструктивное поведение во время занятий;
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Каковы критерии диагностики синдрома ММД? Диагноз ставится при наличии не менее шести симптомов, которые наблюдаются на протяжении последних шести месяцев. Родителям нужно учитывать, что при обучении в школе дети испытывают большие сложности, но помнить, что значительную роль играет не уровень развития интеллектуальных способностей, а невозможность их реализовать.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность - например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня , который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Продуманная физическая активность - лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

Диагноз невролога ММД (минимальная мозговая дисфункция) появился относительно недавно, в середине двадцатого века. Этот диагноз выражается нарушениями центральной нервной системы. Это нарушение может привести к тому, что произойдет изменение эмоциональной системы. Диагноз Минимальной Мозговой Дисфункции может быть поставлен как взрослому человеку, так и ребенку, но чаще всего этот диагноз ставится в детском возрасте. Обнаруживают его в большинстве случаев на прохождении комиссии перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Конечно, бывает и в раннем возрасте диагностируют данное нарушение.

На сегодняшний день большинство неврологов склоняются к мнению, что термина "минимальная мозговая дисфункция" не существует. Нельзя дать четкой характеристики этого нарушения. Специалисты склоняются к тому, что диагноз ММД это расстройство , которое имеет название "Гиперкинетические расстройства поведения". Но пока специалисты не пришли к единому мнению, что диагноз ММД имеет место быть. Давайте разберемся, что же это такое?

Что же это за диагноз?

Каждый родитель с умилением смотрит на своего ребенка. Особенно если его чадо проявляет активность в играх, сообразительность, активно познает окружающий мир. Иногда случается, что вы не можете уследить за действиями малыша. Вы вроде бы только на секундочку отвели свой пристальный взгляд от малыша, а он уже залез в шкаф и вытащил оттуда все вещи или оторвал кусок обоев.

Но и у таких шустриков бывают моменты, когда их неслышно и не видно. В моменты такого затишья ребенок занят чем-то очень важным (рисует, собирает конструктор или пазл, что-то лепит, разбирает игрушку на запчасти и прочее).

Но есть дети, которые просто физически не могут сидеть на одном месте . Они совершенно не могут сконцентрировать свое внимание, если такой ребенок начинает что-то делать, он тут же бросает это дело. Такого ребенка невозможно ничем заинтересовать. Вот именно у таких детей может стоять диагноз ММД.

Синонимами термина "Минимальная Мозговая Дисфункция" является:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Гиперактивность.
  3. Синдром дезадаптации к школе.

Как определить ММД?

Определить минимальную мозговую дисфункцию у детей не так то и сложно. Есть некоторые особенности в развитии и поведении ребенка, которые указывают на наличие этого диагноза. Дети, страдающие ММД , очень раздражительны и имеют повышенную возбудимость. У таких детей нет терпения, у них могут проявляться невротические реакции, могут быть нарушены речевые навыки и навыки моторики.

Если вы обнаружили у вашего ребенка 8 признаков из нижеописанных, то скорее всего, у вашего ребенка ММД. Вам предстоит незамедлительно посетить невролога и пройти обследование.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей:

  • Ребенок не может сидеть долго на одном месте, он постоянно двигает либо руками, либо ногами или руками и ногами вместе.
  • Постоянно теряет вещи как дома, так и вне дома.
  • При обращении к ребенку создается впечатление что он не слышит обращения в свой адрес.
  • Очень легко отвлекается на посторонние шумы.
  • Неспособен долго слушать других.
  • Не может находиться в ожидании чего-либо.
  • Постоянно разговаривает.
  • Не дает договорить до конца собеседнику, не может дослушать задаваемый ему вопрос.
  • Является инициатором травмоопасных игр или без раздумий вовлекается в такие.
  • При решении каких-либо заданий, у него возникают трудности, которые не связаны с пониманием сути.
  • Ребенок не может играть один, не может играть в тишине.
  • Не может продолжительное время заниматься одним делом.
  • Не доводит начатые дела до конца, приступает к новым.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у взрослых:

  • У человека наблюдается "неловкость". По-другому нарушение моторной функции.
  • Человек неспособен научится чему-то новому.
  • Не может сидеть на одном месте без движения.
  • Быстрая смена настроения без причины.
  • Ведет себя импульсивно и быстро раздражается.
  • Имеет дефицит произвольного внимания

При выявлении вышеописанных признаков следует обратиться к неврологу для подтверждения или опровержения диагноза "Минимальной мозговой дисфункции".

Причины

Если у ребенка было выявлено ММД , то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.

На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:

Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.

Диагностика

Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и "Лурия-90"также часто используется система Гордона .

Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.

Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.

При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

Как лечить ММД?

Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:

  • Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
  • Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
  • Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
  • Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
  • Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.

Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:

В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:

  • Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
  • Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
  • Препараты, которые улучшают кровообращение.
  • Витамины группы В и поливитамины.

Все лекарства давать только по назначению врача . Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.

Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.


Для цитирования: Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Овчинникова А.А., Румянцева М.В. Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона // РМЖ. 2005. №12. С. 828

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20% .
В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По–видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС . Важное значение принадлежит исследованиям, в которых была подтверждена роль механизмов наследственности в возникновении ММД .
В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, для последнего пересмотра Международной классификации болезней МКБ–10 , рекомендованной Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ, 1994), были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД (табл. 1). Таким образом, по мере научного изучения ММД все более отчетливо прослеживается тенденция к их разграничению на отдельные формы. Однако следует отметить то, что в клинической практике нередко приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые относятся не к одной, а к нескольким диагностическим рубрикам для ММД по классификации МКБ–10.
Возрастная динамика
минимальных мозговых дисфункций
Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6–8 месяцев) . Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно–кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма – рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами .
В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).
Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3–х лет) или школы (6–7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.
Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития . К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии.
Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.
Лечение ММД
Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе стимуляторы ЦНС (метилфенидат, декстроамфетамин, пемолин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол и др.).
В клинических испытаниях показана высокая клиническая эффективность Инстенона в лечении энцефалопатий различного генеза и нарушений мозгового кровообращения. Поэтому в настоящее время основными показаниями к его назначению считаются ишемический инсульт, церебральные сосудистые кризы, последствия нарушений мозгового кровобращения, дисциркуляторная, посттравматическая, постгипоксическая энцефалопатии. Следует отметить, что приводимые показания относятся главным образом к психоневрологической патологии взрослого и пожилого возраста .
Между тем применение Инстенона имеет широкие перспективы в детской психоневрологии, и прежде всего при лечении ММД. Так, показана высокая эффективность Инстенона в лечении СДВГ и последствий закрытой черепно–мозговой травмы у детей .
Характеристика Инстенона
Инстенон – комбинированный нейрометаболический препарат, в состав которого входят три компонента: этамиван, гексобендин, этофилин. Этамиван оказывает выраженное активирующее действие на лимбико–ретикулярный комплекс. Расстройства функционального состояния лимбико–ретикулярного комплекса рассматриваются в качестве одного из механизмов в патогенезе ММД у детей. Этамиван улучшает интегративную деятельность головного мозга за счет повышения активности восходящего отдела ретикулярной формации. Активация ретикулярной формации ствола мозга служит при этом пусковым механизмом для поддержания адекватного функционирования нейронных комплексов коры и подкорково–стволовых структур, а также их взаимодействия.
Гексобендин повышает «энергетический статус» нервной клетки, увеличивает транспорт и потребление глюкозы и кислорода клетками мозга за счет анаэробного гликолиза и активизации пентозных циклов. Стимуляция анаэробного окисления дает энергетический субстрат для синтеза и обмена нейромедиаторов и активизации синаптической передачи. По современным представлениям важную роль в патогенезе ММД играет функциональная недостаточность ряда нейромедиаторных систем мозга. Кроме того, гексобендин поддерживает адекватную регуляцию церебрального кровотока.
Этофиллин активирует метаболизм миокарда с увеличением минутного объема сердца, что способствует улучшению перфузионного давления и микроциркуляции в нервной ткани. При этом системное артериальное давление существенно не меняется. Его активизирующее действие на ЦНС проявляется в стимуляции подкорковых образований, структур среднего мозга и ствола.
По данным литературы, аллергические реакции при назначении Инстенона встречаются крайне редко. Побочные действия встречаются в отдельных случаях, в основном при недоучете возможных противопоказаний (эпилептические синдромы, повышенное внутричерепное давление), а также при быстром внутривенном введении препарата.
Характеристика исследования
и группы больных
На клинических базах кафедры нервных болезней педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета и кафедры нервных болезней и нейрохирургии Владивостокского государственного медицинского университета было проведено комплексное обследование 86 детей (73 мальчика и 13 девочек) в возрасте от 4 до 12 лет с различными формами ММД. Обследование и лечение детей с ММД проводились в амбулаторных условиях.
В ходе открытого контролированного исследования все пациенты были распределены на две группы:
1–я группа – 59 детей с ММД (50 мальчиков, 9 девочек), которым проводился курс лечения Инстеноном;
2–я группа (контрольная) – 27 детей с ММД (23 мальчика, 4 девочки), которым назначались низкие дозы поливитаминов.
Продолжительность курса лечения для всех пациентов составляла 1 месяц. При отборе пациентов в изучаемые группы использовались следующие критерии.
Критерии включения:
1. Дети с ММД в возрасте от 4 до 12 лет (мальчики и девочки).
2. Имеющаяся у пациента симптоматика соответствует диагностическим критериям для следующих состояний (по классификации МКБ–10, ВОЗ, Санкт–Петербург, 1994), рассматриваемых в рамках ММД:
F90.0 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
F80 Задержка речевого развития
F81 Расстройства развития школьных навыков:
– задержка формирования навыков чтения (дислексия),
– задержка формирования навыков письма (дисграфия),
– задержка формирования навыков счета (дискалькулия).
F82 Расстройства развития двигательных навыков (диспраксия).
3. Симптомы постоянно сохраняются на протяжении, как минимум, 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.
4. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе или дошкольном учреждении), несмотря на соответствие уровня общего уровня интеллектуального развития ребенка нормальным возрастным показателям.
5. Согласие родителей и самого ребенка на участие в исследовании.
Критерии исключения из исследования:
1. Возраст детей менее 4 и старше 12 лет.
2. Наличие выраженных очаговых неврологических симптомов и/или признаков внутричерепной гипертензии.
3. Значительное снижение зрения и слуха.
4. Наличие в анамнезе тяжелых нейроинфекций (менингита, энцефалита), эпилептических приступов.
5. Присутствие симптомов хронических соматических заболеваний, анемии, эндокринных заболеваний (в частности, гипер– и гипотиреоза, сахарного диабета).
6. Психические нарушения, обусловленные умственной отсталостью, аутизмом, аффективными расстройствами, психопатией, шизофренией.
7. Сложности семейной обстановки, как основная причина имеющихся у ребенка нарушений поведения и трудностей обучения (конфликты между родителями, частые наказания, гиперопека и т.д.).
8. Применение на протяжении трех месяцев, предшествовавших настоящему исследованию, каких–либо психотропных препаратов (седативных, ноотропных, антидепрессантов и др.).
Дети с ММД были распределены на три возрастные группы: 4–6 лет, 7–9 лет, 10–12 лет (табл. 1). Основные клинические проявления ММД в обследованной группе детей представлены в таблице 2. Кроме того, в этой таблице дана характеристика патологических состояний, сопутствовавших ММД, среди пациентов различных возрастных групп. Как видно из представленных данных, у абсолютного большинства пациентов наблюдалось сочетание нескольких клинических вариантов ММД. Так, задержка речевого развития у детей 4–6 лет часто сопровождалась СДВГ. Среди детей 7–9 и 10–12 лет СДВГ, как правило, сочетался с трудностями школьного обучения (дисграфией, дислексией, дискалькулией). Часто у детей с ММД также обнаруживалась диспраксия развития (23–30% случаев) и нарушения поведения (21–24%).
Поскольку распределение детей с ММД по трем возрастным группам оказалось неравномерным, представленная частота встречаемости основных и сопутствующих клинических проявлений в этих группах лишь отчасти отражает возрастную динамику симптоматики ММД. Тем не менее при переходе от младшей группы детей к старшим можно проследить определенные закономерности в эволюции клинических проявлений ММД. Прежде всего, это касается СДВГ: среди детей 4–6 и 7–9 лет преобладала его сочетанная форма с гиперактивностью и нарушениями внимания, тогда как у детей 10–12 лет признаки гиперактивности были значительно менее выраженными и наблюдались гораздо реже, в связи с чем среди них чаще встречался вариант СДВГ с преобладанием нарушений внимания. В возрасте 4–6 лет характерным вариантом ММД была задержка речевого развития, у некоторых детей наблюдалось заикание, а после 7 лет на смену нарушениям устной речи приходили трудности формирования письменной речи в виде дислексии и дисграфии.
Довольно часто среди детей с ММД наблюдались такие сопутствующие нарушения, как энурез (как правило, первичный ночной, в отдельных случаях дневной или сочетанный дневной и ночной), энкопрез, головные боли, тревожное расстройство в виде простых и социальных фобий, навязчивости и тики. В связи с этим при оценке эффективности проводившегося лечения нами принималась во внимание динамика не только основных, но и сопутствующих клинических проявлений ММД.
Инстенон назначался в таблетированной форме перорально, 2 раза в день после завтрака и обеда; состав 1 таблетки: гексобендин – 20 мг, этамиван – 50 мг, этофиллин – 60 мг. Подбор дозы осуществлялся индивидуально в зависимости от возраста пациента с постепенным ее повышением по приведенной в таблице 3 схеме. Медленное наращивание дозы Инстенона рекомендовалось с целью снижения вероятности возникновения побочных эффектов препарата. При появлении побочных эффектов рекомендовалось вернуться к предыдущей дозе (при этом врач должен был сделать в соответствующей форме запись о характере побочных эффектов, дате их возникновения и применявшейся дозе препарата).
Детям с ММД, входящим в контрольную группу назначается раствор поливитаминов для приема внутрь в низкой дозе по 1 чайной ложке 1 раз в день утром.
Инстенон применялся в виде монотерапии, сопутствующая терапия не назначалась. Детям контрольной группы сопутствующая терапия также не рекомендовалась.
Накануне начала курса лечения (день 0) и в конце его (день 30) дети с ММД проходили комплексное обследование, включавшее:
1. Анкетирование родителей с помощью структурированного опросника.
2. Общий осмотр с детальным анализом жалоб и исследованием неврологического статуса.
3. Психологическое исследование: исследование сферы внимания, слухо–речевой и зрительной памяти (с применением различных модификаций методик, подобранных для трех возрастных групп).
Клинические и психологические методы: качественная и количественная оценка анализируемых показателей
1. Структурированный опросник предназначен для анкетирования родителей и позволяет подробно охарактеризовать общее состояние и поведение ребенка с ММД. Заполнение опросника предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и условную оценку степени их выраженности в баллах. Данный подход не только позволяет дать количественную характеристику имеющихся расстройств наряду с качественной, но также дает возможность прослеживать динамику состояния. Опросник содержит перечень вопросов по 72 симптомам, которые могут наблюдаться при ММД. После того, как один или совместно оба родителя завершат заполнение таблицы, специалист анализирует полученные данные. Ответы оцениваются следующим образом: симптом отсутствует – 0 баллов, выражен мало – 1 балл, выражен значительно – 2 балла, выражен очень сильно – 3 балла. Все вопросы сгруппированы по специальным шкалам, которые включают перечень сочетающихся друг с другом симптомов. Оценки характеристик поведения по шкалам вычисляются путем суммирования оценок по отдельным симптомам с последующим делением полученной суммы на число полученных ответов. По результатам заполнения опросника для каждого пациента определялись оценки по следующим шкалам: церебрастенические симптомы; психосоматические нарушения; тревожность, страхи и навязчивости; двигательные нарушения; нарушения устной речи; внимание; эмоционально–волевые нарушения; нарушения поведения; агрессивность и реакции оппозиции; трудности школьного обучения (у детей от 7 лет); нарушения чтения и письма (у детей от 7 лет).
2. Общий и неврологический осмотр. Дополнительно к неврологическому осмотру, который проводился по общепринятой схеме, использовались основные задания из методики M.B. Denckla для исследования моторики и координаторной сферы. Эта методика состоит из двух разделов: пробы на ходьбу по линии, пробы на удерживание равновесия; задания на чередование движений конечностей. Качество выполнения оценивается по балльной системе, при этом учитывается число ошибок, наличие непроизвольных движений и синкинезий. Во втором разделе производится также оценка времени выполнения двадцати последовательных движений.
3. Психологическое исследование основывалось на оценке функций внимания и памяти. Особое место оценке функций внимания и памяти у детей с ММД отводилось не случайно. Внимание и память представляют собой сложные интегративные процессы, которые опираются на ряд структур мозга и широко представлены в различных отделах ЦНС. Именно это делает их весьма ранимыми и объясняет значительную распространенность нарушений внимания и памяти среди детей с ММД.
Исследование внимания. Внимание представляет собой самостоятельную целостную составляющую среди других когнитивных функций. Но вместе с тем, внимание – многомерное понятие, включающее в себя такие компоненты, как поддерживаемое внимание и избирательное внимание, торможение импульсивных действий, выбор необходимых реакций с контролем за их осуществлением. Испытуемым предлагался ряд заданий, предназначенных для оценки различных характеристик внимания: корректурная проба, субтест «кодирование» из методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера и фрагмент теста Равена. Для трех возрастных групп были подобраны тесты различной сложности.
Следует отметить, что выполнение заданий во всех перечисленных методиках помимо внимания требует также участия других высших психических функций и когнитивных процессов, в частности памяти, зрительно–пространственного восприятия, пространственного (конструктивного) мышления, зрительно–моторной координации, и, следовательно, может рассматриваться и в качестве характеристики последних, что особенно важно при обследовании детей с различными вариантами ММД.
Исследование памяти. Для исследования памяти применялся адаптированный вариант нейропсихологической методики «Лурия–90» , позволяющей оценить состояние слухо–речевой и зрительной памяти у детей в условиях непосредственного и отсроченного воспроизведения. Исследование слухо–речевой памяти осуществлялось с помощью традиционных тестов на запоминание двух групп по три слова и группы из пяти слов в заданном порядке. Для исследования зрительной памяти использовались тесты на запоминание пяти букв и пяти фигур.
Оценка терапевтической
эффективности инстенона
Анализ эффективности Инстенона в исследуемых группах больных с ММД осуществлялся в два этапа: 1. Индивидуальная оценка эффективности терапии для каждого больного; 2. Статистическая обработка данных исследования. Статистический анализ динамики всех количественных характеристик в исследуемых группах больных с ММД до и после проведения лечения Инстеноном проводился с использованием непараметрического теста Вилкоксона для попарно связанных выборок.
В ходе индивидуальной оценки результатов лечения у каждого больного за критерии положительного эффекта принимались:
регресс жалоб, отмечавшихся при первом обследовании;
улучшение характеристик поведения по данным опросника для родителей и школьной успеваемости;
положительная динамика в неврологическом статусе по результатам исследования моторики и координаторной сферы по методике M.B. Denckla;
положительная динамика показателей психологического тестирования.
Полученные результаты
и их обсуждение
В группе детей, получивших курс Инстенона, результаты лечения оказались следующими (табл. 4): отчетливый положительный эффект был достигнут в 71% случаев, в остальных 29% существенная динамика в состоянии пациентов отсутствовала. В контрольной группе положительный эффект наблюдался лишь в 15% случаев, динамика отсутствовала – в 85%.
В таблице 5 характеризуется динамика общего состояния и поведения детей с ММД, получивших курс лечения Инстеноном, по данным анкетирования их родителей. Представленные результаты свидетельствуют о достоверном улучшении показателей по 8 из 11 анализировавшихся шкал. В то же время в контрольной группе детей с ММД не определялось существенной динамики оценок по всем 11 шкалам.
На фоне лечения Инстеноном у большинства обследованных детей отмечалось уменьшение выраженности церебрастенических симптомов: повышенной утомляемости, капризности, плаксивости, колебаний настроения, плохого аппетита, головных болей, нарушений сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В ряде случаев это сопровождалось регрессом психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения).
Одним из важных аспектов действия Инстенона явилась его эффективность в преодолении тревожности, страхов и навязчивостей у детей с ММД, в том числе боязни оставаться одному, боязни незнакомых людей, новых ситуаций, отказов посещать детский сад или школу из–за опасений неудач в обучении и общении, а также тиков и навязчивых действий (сосет пальцы, грызет ногти, кусает губы, ковыряет пальцем в носу, теребит волосы, одежду и т.д.).
При оценке родителями двигательных нарушений у детей с ММД было отмечено уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики (плохо застегивает пуговицы, завязывает шнурки на ботинках, плохо рисует).
Улучшались характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду (школе) или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдался регресс эмоционально–волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным).
Особого внимания заслуживает уменьшение в группе детей с ММД, прошедших курс Инстенона, выраженности нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными).
Несмотря на то, что в группе детей, лечившихся Инстеноном, при анализе результатов анкетирования родителей не было установлено достоверной динамики оценок по шкалам «нарушения устной речи», «трудности школьного обучения», «нарушения чтения и письма», у некоторых пациентов к концу курса лечения улучшились речь (в подгруппе детей 4–6 лет) и школьная успеваемость (среди детей 7–12 лет). По–видимому, целесообразно проведение отдельных исследований, направленных на оценку влияния Инстенона на речевые функции у детей с задержками речевого развития, а также показатели чтения, письма и счета у детей с дислексией, дисграфией и дискалькулией с применением специальных методов тестирования.
При исследовании неврологического статуса у детей с ММД обычно не удается обнаружить характерной очаговой неврологической симптоматики. Но вместе с тем они выделяются своей моторной неловкостью, которой соответствует «мягкая» неврологическая симптоматика в виде дискоординации движений по типу элементов статико–локомоторной и динамической атаксии, дисдиадохокинеза, недостаточности мелкой моторики, наличия синкинезий. Как следует из данных, представленных в таблице 6, в группе детей, получивших лечение Инстеноном, при исследование моторики по методике M.B. Denckla было зарегистрировано достоверное улучшение балльных оценок как за выполнение проб на ходьбу и равновесие, так и в заданиях на чередование движений. Это свидетельствовало об уменьшении выраженности нарушений координации движений и праксиса.
При выполнении заданий на ходьбу и равновесие уменьшались число ошибок (отклонений от линии при ходьбе), выраженность пошатывания, использование вспомогательных установок рук. В пробах на чередование движений конечностей регистрировалось уменьшение гиперметрии, дизритмии, зеркальных движений, синкинезий. В контрольной группе не наблюдалось значимых изменений соответствующих балльных оценок, а следовательно, и улучшения двигательных функций.
Поскольку для детей с ММД характерно отставание от сверстников в скорости выполнения мелких движений конечностей, особое внимание уделялось оценке времени выполнения проб на 20 последовательных движений в правых и левых конечностях (постукивания носком стопы, хлопки по колену, удары указательным пальцем кисти о большой, последовательные удары 2–5 пальцев кисти о большой – всего 8 заданий). На 30–й день у детей с СДВГ, получивших лечение Инстеноном, наблюдалось достоверное уменьшение времени выполнения в 4 из 8 предлагавшихся заданий, тогда как в контрольной группе – лишь в одном задании.
Результаты исследования сферы внимания у детей с ММД до и после лечения приводятся в таблице 7. Поддерживаемое внимание (способность сохранять необходимую реакцию во время продолжительной и повторяющейся деятельности) оценивалось у обследованных нами пациентов с помощью корректурной пробы. Направленное внимание (способность реагировать на специфические стимулы дискретно, по–разному) исследовалось посредством субтеста «кодирование». Из представленных данных следует, что Инстенон оказывал выраженное положительное действие на показатели как поддерживаемого, так и направленного внимания у детей с ММД. В то же время прием поливитаминов практически не оказывал влияния на сферу внимания в контрольной группе пациентов.
При выполнении корректурной пробы учитывалось число допущенных ошибок (пропусков) в трех ее последовательных частях и общее число ошибок (рис. 1). После лечения Инстеноном число ошибок, допущенных детьми с ММД, значительно уменьшилось, тогда как в контрольной группе этот показатель достоверно не изменился. Представленные на рисунке 1 графики, демонстрирующие количество ошибок у детей с ММД в 1–й, 2–й и 3–й частях задания, можно рассматривать как своеобразные «кривые работоспособности», отражающие изменения концентрации внимания в трех его последовательных частях, равноценных по сложности. Терапия Инстеноном способствовала улучшению работоспособности у детей с ММД и ее сохранению на стабильном уровне при переходе от 1–й части корректурной пробы ко 2–й и 3–й, о чем свидетельствует выравнивание кривой вследствие исчезновения колебаний качества выполнения задания. В контрольной группе динамика показателей поддерживаемого внимания практически отсутствовала (две кривые на графике для Дня 0 и Дня 30 почти совпадают). Что касается времени выполнения корректурной пробы, то оно уменьшилось в обеих группах.
Важное значение при решении вопросов клинической диагностики ММД у детей имеет нейропсихологическое обследование, и прежде всего – оценка состояния слухо–речевой и зрительной памяти. Как показали нейропсихологические исследования, среди детей с ММД часто встречаются расстройства как слухо–речевой памяти, так и зрительной памяти .
На основании показанных результатов рассчитывались балльные оценки для ряда параметров памяти, а затем суммарные баллы для слухо–речевой и зрительной памяти. Для слухо–речевой памяти оценивались объем, тормозимость слуховых следов, прочность слуховых следов, воспроизведение порядка стимулов, воспроизведение звуковой структуры слов, регуляция и контроль, для зрительной памяти – объем, воспроизведение порядка зрительных стимулов, воспроизведение пространственной конфигурации, феномен зеркальных движений, прочность зрительных следов, регуляция и контроль зрительной памяти. Чем выше суммарные баллы, тем значительнее выраженность нарушений памяти и число допущенных испытуемыми ошибок.
Как видно из таблицы 8, на фоне лечения Инстеноном у детей с ММД достоверно улучшались характеристики слухо–речевой памяти, а показатели зрительной памяти оставались стабильными. С другой стороны, в контрольной группе обращает на себя внимание тенденция к ухудшению показателей как слухо–речевой, так и зрительной памяти при повторном обследовании. Таким образом, Инстенон оказывал значительное положительное действие на состояние слухо–речевой памяти у детей с ММД.
Побочные эффекты
Важно отметить то, что нежелательные побочные эффекты в группе обследованных детей с ММД на фоне лечения Инстеноном наблюдались редко, не были стойкими и значительно выраженными. Их возникновение относилось к 1–2 неделям лечения и требовало более медленного и постепенного наращивания дозы, либо они регрессировали самостоятельно без изменений дозы препарата. Часто они возникали при неточном соблюдении родителями схемы назначения с постепенным увеличением дозы, приемом препарата в утренние и дневные часы. Всего при лечении Инстеноном побочные эффекты были зафиксированы у 12 (20%) пациентов, у которых были отмечены появление возбудимости, раздражительности, плаксивости (8 человек), головные боли (4) или боли в животе (2) незначительной интенсивности, тошнота (2), сноговорение (1), преходящий кожный зуд (1). У 2 детей с ММД родители отмечали снижение аппетита после 1–й недели лечения и до конца курса Инстенона.
Выводы
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что проведенное детям с различными вариантами ММД лечение Инстеноном в 71% случаев сопровождалось положительным эффектом, который проявлялся в улучшении характеристик поведения, а также показателей моторики, внимания и памяти, функций организации, программирования и контроля психической деятельности. При точном соблюдении схемы назначения Инстенона (постепенное увеличение дозы, назначение в утренние и дневные часы) риск возникновения нежелательных побочных эффектов минимален.
Учитывая основные механизмы генеза ММД, следует отметить, что применение Инстенона, как одного из наиболее эффективных препаратов ноотропного ряда, благотворно влияющего на недостаточно сформированные у пациентов с ММД высшие психические и двигательные функции, имеет особенно важное значение в детском возрасте, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности.

Литература
1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М. и др. Логопедия. Москва, 1995.– Т. 1.– 384 с.
2. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. Москва, 1983, 239 с.
3. Журба Л.С., О.В.Тимонина, Т.Н.Строганова, И.Н.Посикера. Клинико–генетические, ультразвуковые и электроэнцефалографические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста. Москва, Министерство Здравоохранения РФ, 2001, 27 с.
4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Москва, 2000, 112 с.
5. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Григорьева Н.В. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии. Психиатрия и психофармакотерапия, 2000, том 2, № 2, с. 59–62
6. Кемалов А.И., Заваденко Н.Н., Петрухин А.С. Применение Инстенона в ленчении последствий закрытой черепно–мозговой травмы у детей. Педиатрия и детская хируртгия Казахстана, 2000, № 3, с.52–56
7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва, 1997, 123 с.
8. Котов С.В., Исакова Е.В., Лобов М.А. и соавт. Комплексная терапия хронической ишемии мозга. Москва, 2001, 96 с.
9. Международная классификация болезней (10–й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств.– Санкт–Петербург, 1994.– 300 с.
10. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.К. Психогенетика. Москва, 1999, 447 с.
11. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс–диагностики «Лурия–90». Москва, 1991, 48 с.
12. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера.– Санкт–Петербург, 1993.– 57 с.
13. Яхно Н.Н., Дамулин И.В., Захаров В.В. Дисциркуляторная энцефалопатия. Москва, 2001, 32 с.
14. Denckla M.B. Revised neurological examination for subtle signs. Psychopharm. Bull., 1985, Vol.21, p.773–789
15. Gaddes W.H., Edgell D. Learning disabilities and brain function. A neuropsychological approach. New York et al, 1994, 3rd ed., 594 p.